Существует два основных метода таможенной очистки автомобилей – ввоз на физическое лицо по единой таможенной ставке (ЕТС, льготный режим растаможивания) и ввоз на юридическое лицо по совокупному таможенному платежу (СТП).
При ввозе на физическое лицо автомобилей старше трех лет величина пошлины зависит только от кубических сантиметров объема двигателя, а сбор за таможенное оформление (500, 1000 или 2000 рублей) зависит от таможенной стоимости. При ввозе автомобилей до трех лет пошлина может зависеть не только от объема, но и от таможенной стоимости.
При ввозе на юридическое лицо величина пошлины зависит от объема двигателя, мощности, типа двигателя (бензин/дизель) и таможенной стоимости автомобиля.
Таким образом, и в том, и другом случае при расчете пошлины используется такой параметр, как таможенная стоимость автомобиля. Обратите внимание! Таможенная стоимость автомобиля – не та реальная цена, по которой куплен автомобиль, а фиксированная цена, определяемая по специальным таможенным справочникам.
Что такое «проходной» и «непроходной» год выпуска?
Согласно правилам таможенного оформления, введенным с 2009 года, автомобили по возрасту разбиты на 4 категории:
- до трех лет (2018 — 2015)
- от трех до пяти лет (2015 — 2013)
- от пяти до семи лет (2013 — 2011)
- старше семи лет (2011 — 2005)
Для каждой из этих категорий свои правила расчета пошлины. Фактически, правила направлены на то, чтобы в основном ввозились автомобили возрастом до пяти лет, а на остальные автомобили пошлины намного выше («запретительные»).
При расчете возраста машины учитывается месяц ее выпуска. Возраст автомобиля увеличивается на один год 15 числа этого месяца. Пример: если автомобиль выпущен в ноябре 2006 года, ему исполнится один год 15 ноября 2007 года, три года — 15 ноября 2009 года (полных три года, теперь он попадает в группу «от трех до пяти»), пять лет – 15 ноября 2011 года (полных пять лет, теперь он попадает в группу «старше пяти»).
Возраст машины считается с учетом даты подачи документов на таможенное оформление. Если автомобиль куплен в Японии в возрасте 4 года и 11 месяцев, но ввезен в Россию месяц спустя, он уже становится «непроходным».
Таким образом, некоторые года являются переходными: не зная точно, сколько полных лет автомобилю, нельзя сказать, в какую категорию он попадает. Говоря о точном возрасте такого автомобиля, обычно говорят «проходной» или «непроходной».
В аукционной статистике и в онлайн-калькуляторе таможенной пошлины для переходных годов выводится сразу два расчета: при условии, что этот год «проходной», и при условии, что он «непроходной». Вы сразу заметите, насколько различается пошлина.
Как же посчитать точный возраст автомобиля? Для этого существуют специальные программы, по которым определяется точный месяц и год выпуска автомобиля по его полному номеру кузова (номер кузова автомобилей из Японии – это аналог VIN для остальных иномарок). А также можно бесплатно пробить дату выпуска по номеру кузова для большинства автомобилей в разделе «Автомобили из Японии».
Дилеры, покупающие автомобили на аукционах, всегда проверяют точный месяц выпуска автомобиля, особенно если год переходной. Исключение – автомобили Honda: по ним узнать месяц выпуска через программу нельзя, и он определяется по косвенным признакам при визуальном осмотре автомобиля: метки на ремнях безопасности и пр. Поэтому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, автомобили Honda переходных годов стараются не возить.
Внимание! Следует учитывать также еще один важный момент: в аукционном листе в графе «Год» записан год продажи автомобиля, а не год выпуска. И встречаются ситуации, когда автомобиль выпущен в одном году, а продан в следующем. Поэтому, даже если год по аукционному листу не переходной, все равно надо проверять точную дату выпуска.
Интересно также следующее наблюдение: «непроходные» машины на аукционах обычно продаются в итоге дешевле, чем их «проходные» одногодки – на это влияет именно российский фактор, российские дилеры за такие автомобили не торгуются.
авто на паллете из японии что входит