Сегодня нередко желающие приобрести б/у автомобиль, который без проблем прослужит несколько лет, предпочитают покупку техники с японских аукционов. Для этого есть несколько весомых оснований:
- Стоимость. Хотя будущим владельцам приходится сталкиваться с отдельными случаями, когда за счет доставки и таможенных пошлин покупка оказывается дороже, чем аналогичная модель, предлагаемая в России, в основной массе она обходится дешевле.
- Техническое состояние. Прежде всего, следует отметить, что работающая на японских предприятиях система контроля приводит к тому, что авто, сошедшие с конвейеров заводов в Японии, по качеству сборки значительно выигрывают у таких же моделей, собранных в Европе и России. Кроме того, дороги в Стране Восходящего Солнца первоклассные, а эксплуатируется личный транспорт значительно менее интенсивно.
- Прозрачность сделки и предоставление полной информации о состоянии машины.
Именно эта информация приводится в аукционном листе. Соответственно, чтобы максимально точно оценить, насколько подходит авто потенциальному покупателю, для последнего важно умение читать этот документ.
Содержание аукционного листа.
Ниже приводятся примеры листов некоторых известных аукционных домов, таких как CAA, HAA, JU, USS. Несмотря на то, что по форме они несколько различаются, основное содержание записей практически аналогично.
Таблица в верхней части листа содержит основные сведения об авто:
- Номер лота на аукционе;
- Дата первой регистрации авто;
- Название модели и комплектации;
- Тип и модель кузова (количество дверей);
- Объем двигателя;
- История эксплуатации (как правило, указывается, использовался автомобиль как личный, сдавался в аренду или другие варианты);
- Общая оценка по принятой в компании шкале.
В различных вариантах документов приводятся и другие сведения, например, тип двигателя (бензиновый, дизельный, иной) и привода (полноприводной – 4WD или нет – 2WD), грузоподъемность.
Вместо общей нередко встречаются оценки состояния кузова и салона.
На рисунках приведено содержание записей в ячейках таблицы, так что ошибиться с тем или иным описанием, будет сложно даже тем, кто впервые взял аукционный лист в руки.
В остальных частях листа указываются:
- Дата регистрации;
- Регистрационный номер и номер кузова;
- Пробег (приводится в километрах или милях, единицы измерения приведены в графе, эксперт просто обозначает использующиеся);
- Сведения об оборудовании – коробке передач (автоматическая или механическая, количество ступеней и даже расположение рычага переключения передач), наличии климатических систем и их типе, ГУР, электроподъемниках стекол, навигационной системе, подушках безопасности, наличии люка и кожаного салона и т. д.;
- Цвет кузова, включая стандартный числовой код краски (об изменении цвета в процессе эксплуатации обязательно делается соответствующая отметка).
В обязательном порядке делаются отметки о наличии или отсутствии сервисной книжки (если ее нет, сомнения может вызвать пробег, что будет отмечено экспертом), а также осуществлялась продажа дилером или нет.
При наличии в документе соответствующей графы проставляется дата сякэна (ТО) и срок его действия.
Содержат некоторые листы и информацию о страховке и уплате утилизационного сбора.
Вне зависимости от аукциона, в листе приводится схематическая развертка кузова с указанием места и обозначением характера дефектов. Кроме того, эксперт приводит собственные комментарии, в которых отмечает достоинства и недостатки конкретного автомобиля.
Важное замечание. Даты в ячейках могут проставляться как в общепринятом формате, так и по действующему японскому летоисчислению. В этом случае, чтобы узнать указанный год, требуется к числу в графе прибавить 1988.
Принятые в аукционных листах обозначения.
Ограниченный объем документа не позволяет составлять подробные описания состояния, оборудования и выявленных дефектов. Чтобы максимально детализировать информацию используют систему обозначений.
Техническое состояние.
Состояние автомобиля оценивают в соответствии с принятой конкретной компанией шкалой. Хотя общие принципы оценки и совпадают, различия могут встречаться достаточно серьезные.
К примеру, на аукционах USS применяется следующая шкала оценок:
- S – практически новый автомобиль, первая регистрация которого произведена в течение последнего года;
- 6 – высший балл, пробег не превышает 30 000 км, нет необходимости даже в мелком ремонте;
- 5 – отличное состояние, как и в предыдущем случае, но пробег несколько больше – до 60 000 км;
- 4,5 и 4 – нет проблем с узлами и системами, ремонт не нужен или может потребоваться незначительный;
- 3,5 и 3 – требуется проведение восстановительных работ, соответственно в незначительных или серьезных объемах, или пробег авто несколько или намного больше среднего;
- 2 – неудовлетворительная оценка;
- 1 – проблемный автомобиль с серьезными повреждениями, например, после затопления;
- R – техника, восстановленная после аварии (RA — после тяжелой);
- *** — не восстановленная, битая техника, чаще всего продаваемая на запчасти.
Значительно отличается принятая JAA девятибалльная шкала:
- 9 – со времени первой регистрации прошло не более 3 месяцев, пробег не превышает 500 км, практически новый автомобиль;
- 8 – отличается от предыдущей временем регистрации (6 месяцев) и пробегом (до 1000 км);
- 7 – авто прошло до 10 000 км и зарегистрировано впервые менее чем 2 года назад, в наличии мелкие дефекты, проведен или требуется мелкий ремонт;
- 6 – техника, прошедшая до 30 000 км, со времени первой регистрации которой минуло не более 3 лет, не нуждается в ремонте салона, имеет мелкие внешние дефекты;
- 5 — соответствующие ограничения составляют 60 000 км и 6 лет, после незначительных ремонтных работ стояние может быть приведено к уровню 6, причем в них нуждается только 1 элемента кузова, в салоне не более 1-го незначительного дефекта;
- 4 – автомобиль соответствует возрасту и пробегу, небольшие объемы ремонтных работ (исключая замены) могут вернуть ему коммерческую ценность, в них нуждается не более 3-х деталей кузова.
- 4A, 4B – состояние несколько лучше или несколько хуже 4 соответственно;
- 3 – машины с видимыми следами ремонта (3A – для этого не использовались сварочные работы) или требующие значительных объемов работ;
- Р – восстановленные автомобили;
- 2 – необходимы замены, в том числе, двигателя;
- 1 — машины со значительными повреждениями, например, утопленные.
Оценка салона.
Салон описывают, как правило, одной буквой, которая соответствует:
- А – идеальному состоянию;
- B – незначительным загрязнениям;
- С – наличию заметных пятен и подпалин от сигарет;
- D – очень грязному салону со значительным количеством дефектов.
Обозначения оборудования.
Что же касается остальных обозначений, то они, как правило, подчиняются единому стандарту. Так, для оборудования применяются:
- C или F – механическая КПП с рукояткой на рулевой колонке или в полу соответственно (цифры до или после буквы обозначают количество ступеней);
- A или AT автоматическая трансмиссия (цифры – как и в предыдущем случае);
- SQ – секвентальная коробка передач;
- AC и AAC – кондиционер и система климат-контроля;
- SR – люк;
- PS – ГУР;
- PW — электроподъемники;
- AW – литые диски и т. д.
Расшифровка дефектов.
Буквы и цифры на развертке кузова указывают места, характер и степень (размеры) дефектов. Расшифровываются они следующим образом:
- A или B – наличие царапин (В – с вмятинами);
- U и E – единичные или множественные вмятины;
- Y – дыры и трещины;
- W – волнистые восстановленные участки;
- S – корродированные (ржавые) площади.
Чем больше цифра, тем значительнее размеры дефекта, например, для царапин 1 соответствует длине до 5 см, а 3 – свыше 20 см. Для площадных 1 обозначает размеры до 3 см (с мячик для гольфа), а 3 – более теннисного мяча (более 10 см).
Для замененных или требующих замены деталей применяют обозначения X и XX.
как читать аукционные листы японских авто