Рассмотрим наклейки, присутствующие на абсолютном большинстве ввозимых автомобилей. Они не имеют ничего общего ни с годом выпуска, ни с состоянием автомобиля, независимо от аргументов продавца на рынке. По парковочной наклейке на заднем стекле можно (с определенной долей вероятности) узнать дату регистрации машины, но не более того. Остальные наклейки, если и содержат в себе год, то это никак не соотносится с годом выпуска автомобиля.
Талон техосмотра (сякен)
Посередине лобового стекла обычно есть квадратная наклейка государственного техосмотра. Выдается Министерством земель, инфраструктуры и транспорта на три года для новой машины и на два года в последующем, и означает, что состояние автомобиля в результате проверки соответствует японским законам. Сякэн со всеми налогами стоит около 1500-2000 долларов, в зависимости от веса машины, объема двигателя и т. д. Без этого техосмотра эксплуатация автомобиля в Японии запрещена.
Цвет наклейки сякэна обозначает год следующего техосмотра. Используется 4 цвета:
1997 — зеленый;
1998 — оранжевый;
1999 — голубой;
2000 — сиреневый (красный);
2001 — зеленый и далее по кругу.
Цифра посередине обозначает месяц. Так, эта наклейка обозначает, что следующий сякэн этой машине нужно было проходить в апреле 2003 года.
На обратной стороне наклейки эта информация продублирована. Первая цифра — год по японскому летосчислению, вторая — месяц.
На правой стороне:
ВНИМАНИЕ.
1. Талон техосмотра должен быть наклеен на лобовое стекло с внутренней стороны так, чтобы не мешать обзору водителя.
2. Избегайте намокания и повреждения талона.
3. Пройдите техосмотр до окончания срока действия данного талона, т. е. до 14.11.2006.
На левой стороне:
Министерство транспорта.
В Японии летосчисление ведется от года начала правления императора. Например с 1988 года правит император Хэйсэй (Акихито Цугу), поэтому 2005 год в Японии обозначается H17.
На микролитражках, попадающих под льготу, наклейка немного другая, но смысл ее не меняется: последний сякэн данная машина должна была пройти в феврале 2004 года.
Отсутствие наклейки сякэна скорее всего говорит о замене лобового стекла, хотя крайне безалаберные и забывчивые люди встречаются и в Японии.
Техобслуживание
В правом верхнем углу лобового стекла обычно присутствует круглая наклейка техобслуживания. Оно необязательно и заключается в том, что машину проверяет специалист на предмет пригодности к прохождению сякэна и проверяет уровни жидкостей, износ тормозных колодок и так далее. При необходимости и по желанию хозяина машину ремонтируют. Проходится техобслуживание только на сервисах с гослицензией. Цифры на этой наклейке также обозначают дату следующего обслуживания, но в отличие от сякэна, это лишь рекомендация. К страхованию эта наклейка отношения не имеет (в Японии автострахование обязательно, но наклейками оно не выражается). К техническому состоянию машины ЦВЕТ этих наклеек отношения НЕ ИМЕЕТ.