Исследование Drom. ru. Импорт б/у машин: что и откуда везут в Россию в 2017 году?

Исследование Drom. ru. Импорт б/у машин: что и откуда везут в Россию в 2017 году?Заградительные пошлины на подержанные автомобили, действующие в нашей стране уже девятый год, сократили импорт бывшего в эксплуатации транспорта во много раз, но такие машины все еще поставляют к нам десятками тысяч в год. Этой весной оформление вновь прибывших машин застопорилось из-за необходимости ставить на них устройства ЭРА-ГЛОНАСС, и это вызвало большое возмущение на рынке. В очередной раз подтвердилось, что б/у автомобили, но «без пробега по РФ», востребованы и заменить их нечем. Дром разобрался в нынешнем состоянии этого рынка.

График, демонстрирующий падение импорта машин с пробегом за последние 11 лет, выглядит безнадежно: объемы поставок обрушились в 2009 году, и с тех пор показатели плещутся на дне. В «нулевые» годы автомобили самых разных классов можно было растаможить за сравнительно разумные деньги, и экземпляры с мирового вторичного рынка успешно конкурировали по ценам со всем тем, что есть у нас. Вплоть до конца 2008 года б/у машины везли сотнями тысяч в год. Но разразившийся кризис заставил резко взвинтить пошлины, чтобы оказать поддержку местному автопрому. В результате сейчас весь годовой импорт подержанных автомобилей — это лишь около 1% на вторичном рынке России.

На фоне прежних пиков почти невозможно заметить новые тенденции. Но если присмотреться к последним годам внимательнее, то выясняется, что импорт заметно оживился.

Самым провальным был 2015 год, но уже в 2016 году цифры выправились и даже превысили таковые в докризисном 2013-м. С покупателей сошло оцепенение, вызванное кризисом. Денег в карманах не прибавилось, но люди стали активнее их тратить: средства, пока они есть, надо вкладывать во что-то вещественное.

Вокруг конкретных цифр импорта есть разногласия. «Автостат» со ссылкой на Федеральную таможенную службу сообщает, что за 2016 год в нашу страну ввезли 15,7 тысячи легковых автомобилей. Но когда мы обращаемся непосредственно к открытой базе данных таможенной статистики, то обнаруживаем, что из одной лишь Японии к нам ввезли 19,3 тысячи машин. Это расхождение отчасти объясняется тем, что таможенная статистика учитывает не только легковушки, но и микроавтобусы, грузопассажирские фургоны и некоторые другие типы транспортных средств.

Совсем другие цифры можно получить, если обратиться к статистике японской таможни: там за прошлый год учтено 42 тысячи автомобилей, отгруженных в Россию. Во Владивостоке, через который проходит подавляющее большинство машин, предпочитают верить именно «японским» цифрам. Как минимум потому что официальная российская статистика априори несколько занижена: например, не учитываются машины, которые ввозят «конструкторами», «распилами» и по прочим подозрительным схемам.

А еще есть основания предполагать, что сайт российской таможенной статистики не всегда корректно выдает детализацию по отдельным странам. Например, если запросить данные по импорту из США, получится, что за прошлый год ввезено буквально несколько экземпляров машин, что явно не соответствует действительности. Мы обратились за разъяснениями в Федеральную таможенную службу. Там нам подтвердили, что мы корректно вводим все данные в форме запроса, но с чем связан такой странный ответ базы данных, пояснить не смогли.

Как ЭРА-ГЛОНАСС в 2017 году остановила импорт

С 1 января 2017 года все ввозимые в Россию автомобили должны быть оснащены устройствами вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС, и это привело к беспрецедентным проблемам с оформлением ввезенных машин. В первом квартале импорт практически остановился. Никакой официальной процедуры оснащения автомобилей «тревожными кнопками» и оформления нужных документов попросту не существовало. Словно авторы этого новшества вообще забыли о ввозимых подержанных машинах.

Лишь к апрелю власти придумали временный порядок оформления машин, разрешив установку «упрощенной кнопки» ценой 27 000 рублей. Вот только попробуй ее получи! Во Владивостоке в лист ожидания записалось более 7000 человек, а темпы выдачи оказались таковы, что прождать можно не один месяц. При этом объемы ввоза упали до нескольких сотен автомобилей в месяц, поскольку застоявшиеся машины слишком дорого хранить на стоянке российской таможни. Стоянки же в Японии забиты машинами для России.

Дефицитным оборудованием стали спекулировать, появились «серые» схемы с использованием ложных заявок, поддельных договоров и доверенностей. И власти продолжают менять правила игры буквально на лету. Если весной за устройством ЭРА-ГЛОНАСС следовало обращаться к фирме-агенту, то с 1 июня распределением терминалов занялись таможенные представители. Прежнюю электронную очередь ликвидировали. Теперь автомобилистам следует выбирать из реестра представителей Таможенной службы. скачав оттуда несколько сумбурный файл в формате CSV. Утверждается, что через таможенных представителей дело наладится, но пока трудности сохраняются.

Япония. Экспортер № 1

Япония остается основным поставщиком подержанных машин в Россию, хотя «ареал обитания» праворульных автомобилей в нашей стране продолжает сокращаться, все больше отступая на восток страны. Несведущему автомобилисту из европейской части России может даже показаться, что на Дальнем Востоке действует льготный режим растаможки, но это не так.

Пошлины задушили импорт машин с достойными моторами, и теперь из-за рубежа везут только малолитражки. Например, в 2016 году на автомобили с моторами менее 2,0 л пришлось 82% импорта. Половина из них совсем слабенькие — менее 1,5 л. Если копнуть на несколько лет глубже, ситуация выглядит точно так же. Начиная с 2009 года, когда стали действовать нынешние пошлины, структура импорта сохраняется. И, кстати, надо отметить, что в японском импорте крайне малая доля дизельных машин — не более 5%.

как доставляют авто из японии в россию

как пригнать авто из японии в россию

как собирают авто в японии видео